Команда ученых из уральских аграрного и федерального университетов создала беспилотный трактор. С его помощью можно контролировать содержание питательных веществ в почве, более рационально вносить удобрения, сеять без пустот. В идеале разработка должна повысить урожайность и рентабельность сельхозпроизводства.

Но, пока трактор управляется с пульта, его еще нужно научить понимать программу. Кроме того, для успешного применения агроробота необходимо провести полное картографирование полей и доработать компьютерное обеспечение. Наладить производство умной техники разработчики планируют в течение трех лет.

— Мы проводили исследование, где сегодня можно купить готовый автономный трактор. Нашли 20 компаний, среди которых две российские, причем везде еще идут испытания. Поэтому все производители примерно в одинаковых условиях. Выиграет тот, у кого окажется наиболее «удобное» предложение, — делится мнением Виталий Недельский, президент Национальной ассоциации участников рынка робототехники.

Сегодня главные производства беспилотных тракторов находятся в Японии, США и Нидерландах. Автоматизированные системы, которые можно установить на обычные сельхозмашины, делают в России, Европе и Северной Америке. Рынок пока невелик, но перспективы впечатляют: по прогнозам, к 2024 году он будет составлять 30,7 миллиарда долларов. В такой ситуации очень важно не упустить возможность занять развивающуюся нишу.

— Что касается сенсоров и сканеров, то здесь мы ориентируемся на зарубежные решения — у нас в стране пробел с «железом», некоторыми комплектующими. А с точки зрения автоматики, софта, программных ресурсов Россия не отстает от мировых лидеров, — комментирует ситуацию Виталий Савельев, руководитель конструкторского бюро.

Преимущества у беспилотной сельхозтехники, безусловно, огромные: она сеет, пропалывает, удобряет, мониторит посевы, собирает урожай и отвозит в хранилище. На парк из 8-10 машин требуется всего четыре сервисных работника. Это особо актуально для села, где острая нехватка кадров. Единственная загвоздка — сегодняшнее законодательство и правила дорожного движения не позволяют беспилотникам выезжать на дороги общего пользования, работать можно лишь в пределах собственных комплексов и угодий.

По существующей классификации все сельхозроботы относятся к сервисным машинам. Их рынок в десять раз меньше, чем промышленных, однако развивается гораздо быстрее, показывая ежегодный рост в 20-30 процентов (против общего в 12 процентов). При этом появляются все новые и новые подвиды техники: агроботы, погрузчики, беспилотники, гусеничные вездеходы, патрулирующие объекты и доставляющие грузы в труднодоступные места. Сюда же можно отнести экзоскелеты, которые страхуют рабочих при выполнении физически сложных действий.

Стандартное опасение: чем больше роботов на производстве, тем выше безработица среди людей. Чтобы развеять сомнения, вспомним банкоматы — после их внедрения количество банковских служащих в стране не сократилось, а увеличилось на 30 тысяч.

— Кроме того, стоимость эксплуатации труда людей ниже стоимости эксплуатации машин, — считает Дмитрий Блинов, технический директор компании, производящей сервисных роботов. — В России за год запускается до 250 проектов автоматизации складов, но лишь в десяти процентах случаев используют роботов. Чем меньше сложной техники, тем более гибкая логистика, что немаловажно для тех, кто работает здесь и сейчас — на десятилетия вперед мало кто планирует.

На рынке, к примеру, пока нет ни одного робота, который мог бы набирать поштучные заказы. Есть такие, которые умеют очень быстро фасовать нужное количество разных коробок, но для этого кладовщик предварительно должен разложить товар в емкости, что вовсе не ускоряет процесс.

— Роботов в логистике даже на Западе мало, потому что довольно трудоемкое и дорогое внедрение. Стоимость проекта автоматизации — от 100 тысяч долларов. При этом окупаемость составляет 10-15 лет, хотя мировой стандарт — не больше двух, иначе клиента не найти, — подводит итог Сергей Мальцев, гендиректор еще одной робокомпании.

Кстати

Сегодня в мире 1,3 миллиарда роботов, практически все они появились за последние пять лет. К 2019 году прогнозируется, что их число увеличится до 2,5 миллиарда штук. Самое большое количество роботов — в Китае, и их «популяция» продолжает расти. В Германии уже два года как рост прекратился, остановившись на 20 тысячах. Самая большая плотность роботов — в Корее: 500 штук на 10 тысяч сотрудников. В Германии и Японии — 300, в США — 140, в России — всего 3-5.